Правовые мотивы в национальном воспитании казахского народа
Аннотация
Предметом исследования выступают познавательные и воспитательные основания традиционой правовой системы казахов. Объектом работы является традиционная правовая идеология казахского народа как особое семейное и национальное учение о нравственности. В исследовании затрагиваются такие гносеологические основания традиционной правовой культуры казахов, как адет, и некоторые особенности национальной идентичности. На основе данных эвристических установок объясняется природа воспитания в духе традиционного права. Особое внимание уделяется традиционной трактовке культурных ценностей, в системе которых право играет роль инструментальной ценности как средства стабилизации общества и поддержания в нем порядка. Авторы отмечают ценностные ориентации кочевых обществ, которые сыграли свою роль в формирований правовых культур казахов. Методология исследования базируется на следующих подходах, принципах и методах научного поиска: во-первых, используется культурно-цивилизационный подход, позволяющий осмыслить традиционную правовую мысль казахского народа как рефлексивное восприятие самобытной правовой традиции в контексте национальной духовной культуры; во-вторых, помимо традиционных принципов (объективизм, историзм и др.), широко использован метод реконструкции-восстановления государственно-правовых взглядов мыслителей, анализированы правовые убеждения народа, историко-кульурные традиции и обычаи казахов. Аксиология традиционной правовой идеологии в казахском обществе построена на представлений о праве как средстве стабилизации общества и охраны абсолютных ценностей и оно сыграло немаловажную роль в деле воспитания подрастающего поколения на протяжений многих веков. Традиционное право казахов по мере своей возможности старалось не допускать рецепцию чужого правового опыта.