ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ И КАТЕГОРИЙ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH.2024.v115.i4.a1Ключевые слова:
общественная организация, общественные отношения, традиционное казахское общество, сауын, сауға, аманат, жылу, родовая структура.Аннотация
В статье анализируется изучение и значение социальных понятий и категорий, отражающих особенности социальной структуры казахского общества и характер общественных отношений. Особое внимание уделяется социальным понятиям как сауын, сауға, аманат, жылу, қызыл көтеру и т. д., которые показывают социальную организацию традиционного казахского общества, деятельность социальных групп и их взаимоотношения.
Методологической основой исследования являются понятие социальных отношении согласно концепции французского социолога Эмиля Дюркгейма. Также мы руководствовались новыми концепциями об этно- и социокультурных особенностях социальной организации казахского общества и цивилизационных особенностях организации казахского общества. Некоторые из этих социальных понятий, показывающих специфику общественных отношений в традиционном казахском обществе, анализировались в советской историографии в рамках теории «кочевого феодализма» как специфические механизмы эксплуатации «угнетенного народа» «господствующим классом», а некоторые понятия упоминались лишь как традиции. Рассматриваемая в статье проблема проанализирована на основе данных образцов устной литературы и историографического анализа новейших исследований. В результате формулируется, что отдельные лица и социальные группы в традиционном казахском обществе, вступая в социальные отношения, выполняли общие правила, присущие одному и тому же сообществу, что индивид действовал как единая часть социума, будучи зависимым друг от друга в соответствии со своими интересами. Соответственно, понятия, раскрывающие характер социальных отношений в традиционном казахском обществе, выстраивались не для получения экономической выгоды определенным классом или группой, а скорее как механизм социальной поддержки и гарантии личности для общего блага кочевой общины (рода), реализуемые на основе установившихся морально-этических принципов.
Характер социальных отношений в традиционном казахском обществе показывает, что они строились основном не с целью получения экономической выгоды определенного класса или групп, а скорее проявилось как социальная поддержка и гарант личности на общее благо кочевой общины (рода.). Эти понятия демонстрируют и то что, социальные отношения в основном базировались на принципы установившихся в обществе морально-этических норм.