ИЗ ИСТОРИИ ДЕТСКИХ РАДИОПЕРЕДАЧ В СОВЕТСКОМ КАЗАХСТАНЕ
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH.2024.v112.i1.04Ключевые слова:
аудиовизуальные источники, образы, историческая память, Казахская ССР, дети, кадры, журналисты, радиопередачи, идеология, контент, слушателиАннотация
Целью данного исследования было освещение контента радиопередач Казахского радиовещания для детского возраста, как примера профессиональной работы по воспитанию подрастающего поколения, с современных позиций. Влияние аудиовизуальных материалов на подрастающее поколение, формирование исторической памяти через образы и ассоциации. Материалами исследования послужили как архивные, так и полевые источники, мнения отечественных радиожурналистов, из фондов Казахского радио в хронологических рамках заявленной темы, а также тематические публикации отечественных и зарубежных ученых. Методами исследования взяты методы и принципы диалектической логики, принцип историзма, позволяющий учитывать общую политическую ситуацию в СССР и внешние факторы, позволившие выстроить стройную методологию проведения работы. Результаты исследования: поэтапная реконструкция эволюции контента советского (казахского в том числе) радиовещания, предназначенного для определенного возраста (дети и подростки); выявление созависимости общесоюзного контента с контентом радиоэфира союзных и автономных республик; уточнение структуры Казрадио и кадрового потенциала, отдельных биографий мастеров национального радиовещания; анализ критических концепций зарубежных исследователей и др. Соответственно, область применения результатов исследования распространяется на подготовку лекционных курсов в вузах, написание обобщающих трудов по истории «детского» радиовещания в республике в советский период, рекомендации по диверсификации детского радиоэфира. Автор приходит к выводу о значимости проблемы дифференциации медиа (радио) контента в Независимом Казахстане, для профессионального продвижения национальных ценностей в детско-молодежной среде.