Религиозная атмосфера в улусах Чагатая и Джучи: внутренняя и внешняя мотивация в поддержке ислама представителями авторитарной власти
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH.2023.v109.i2.01Аннотация
Абстракт. В статье предпринята попытка объективного анализа проблемы исламизации в истории улусов Чагатая и Джучи в аспекте личного выбора религии и инициирования процесса исламизации верховными правителями средневековых постмонгольских государств. В литературе советского времени был распространен поверхностный, вульгарно-социологический взгляд на использование религии «классовой верхушкой» - вместо стремления понять феномен обращения в веру как сложное социально-психологическое явление, движимое как субъективными, так и объективными мотивами. На примере нарративов исламизации ханов и эмиров Могулистана и, в целом, улуса Чагатая, также Золотой Орды, при сравнительном их изучении и анализе можно определить большое влияние на мировоззрение и модели поведения тюрко-монгольских правителей средневекового суфизма и особой религиозной атмосферы, в которой не только простые люди, но и ханы попадали под духовное обаяние мистиков-шейхов, начиная верить их предсказаниям и внимать советам. В редких случаях религия могла стать целью, а не средством для правителя, приводя его даже к отречению от трона (Тармаширин, Туда Менгу). В то же время известные ханы-исламизаторы рационально осознавали объективные выгоды исламизации государства из интересов социальной интеграции, стимулирования международной торговли, дипломатии. Правители умело использовали силу религии для решения задач внутренней и внешней политики, принимая во внимание интегральность ислама, а также авторитарный аристократический тип государственности. Исламизация открывала возможность укрепления власти и идеологических устоев общества через сакральную легитимизацию правящей династии и формирование новой мусульманской тюрко-монгольской идентичности.
Ключевые слова: Центральная Азия, правители, улусы Чагатая и Джучи, Могулистан, Амир Тимур, исламизация, мотивация, суфизм, прозелитизм