Ислам в истории Казахстана: новые подходы и итоги изучения проблемы за 30-летие Независимости (1991-2021)
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH.2021.v102.i3.01Аннотация
В историографии Казахстана важное место занимает научная проблема распространения ислама и его роли в истории казахов. Как известно, на протяжении всего советского периода, уже с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до 1991 г. вследствие господства атеизма и антиисламского синдрома ученые не имели возможности для всестороннего и объективного исследования исламского фактора в истории и культуре казахского народа. Достаточно сказать, что имя Ходжи Ахмеда Ясауи было под запретом, суфизм трактовался как реакционное явление мистицизма (данное слово имело негативное значение в советской науке). Также в академических трудах ислам трактовался как вера социальной верхушки, тогда как народные массы якобы всегда исповедовали шаманизм. В целом, проблема исламизации тюрков и роль мусульманства для казахской нации оставалась табуированной и идеологически ангажированной проблемой. В историографическом обзоре за годы Независимости определены узловые проблемы, противоречия и ограниченность советологических концепций, в частности, о «синкретизме» и «поверхностном исламе», и показаны пути исследований в условиях Независимости и активизации международного сотрудничества. Обращается внимание на концепцию регионального ислама, признание самоидентификации этноса как главного критерия его для определения религиозной принадлежности; на современные тенденции и достижения исследователей, направленные на изучение как теоретических, так и фактологических аспектов проблемы исламизации. Дана общая характеристика наиболее важных исследований, их новизны, в то же время наличия плюрализма научных мнений, перспектив исследования роли и места ислама в истории тюрков и истории Казахстана в целом. Также отражена суть авторской концепции на историю исламизации территории Казахстана в эпоху средневековья. Ключевые слова: антиисламский синдром, синкретизм, региональный ислам, религиозная идентичность, цивилизационный подход, международные связи, духовный фактор, фундаментальные исследования.