Формы общественной организации мусульман Сибири в начале ХХ века

Авторы

  • A. Y. Khabutdinov Казанский филиал Российского государственного университета правосудия; Институт международных отношений Казанского федерального университета. Россия. г. http://orcid.org/0000-0001-5390-2786

DOI:

https://doi.org/10.26577/JH.2023.v109.i2.06
        67 62

Аннотация

Цель данной статьи состоит в исследовании форм общественной организации мусульман Сибири в начале XX века. В это время религиозные мусульманские общины Сибири в ее современных границах в составе РФ входили в состав Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС, Махкама-и-шаргыя), которому также починялись приходы Акмолинской области и ряда городов территории современного Казахстана.    

Статья основана на использовании сравнительно-исторического, типологического, проблемно-хронологического методов, метода синхронного анализа, периодизации, классификации и других.

В результате работы мы выяснили, что после революции 1905-07 гг. в Сибири создается развитая мусульманская инфраструктура в лице благотворительных обществ, библиотек, в 1912-13 гг. в Томске выходит первая газета региона, издаваемая мусульманами - татароязычная «Сибирь». Представители сибирских мусульман участвуют во Всероссийских мусульманских съездах 1906 г. и 1914 г. и особенно 1917 г. Во второй половине 1900 - начале 1910-х гг. мы видим открытие джадидских мектебов в Сибири и на Дальнем Востоке. Важным феноменом стало создание Общества мусульманских студентов в Томске в 1915г. После Февральской революции в ряде городов Сибири возникают Мусульманские комитеты и бюро, проходят губернские съезды мусульман и даже общесибирский мусульманский съезд.

На I Всероссийском мусульманском съезде в мае 1917г. представители казахов выступили за вхождение своего народа в состав Духовного Собрания (Махкама-и-шаргыя) с центром в Уфе, которое с июля 1917 г. стало называться Диния назараты (Религиозное ведомство) Милли Идарэ. В марте 1917 г. двое из трех казыев ОМДС были ранее имамами в Сибири, а с мая 1917 г. к ним добавился казый, прямо представлявший казахов.   

Научная ценность проведенного исследования состоит в том, что оно показывает, что формы общественной организации мусульман Сибири в целом соответствовали аналогичным формам в Европейской России, особенно у татар Волго-Уральского региона. В Сибири в начале прошлого века мы видим взаимодействие татар и казахов в рамках общероссийского мусульманского общественного движения и единого религиозного органа. 

 Ключевые слова: Сибирь, татары, казахи, мусульманские благотворительные общества.

Загрузки

Опубликован

2023-06-21

Выпуск

Раздел

Раздел 2 Всемирная история