Роль религиозных деятелей в духовной жизни казахского народа в конце XIX – начале XX века (по этнографическим, полевым материалам)
Мешіт, медресе мен мазарлар – діни тұлғалар қызметі нысандары.
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH.2022.v107.i4.019Аннотация
История религиозных деятелей конца XIX – начала XX века, сыгравших значительную роль в духовной истории казахского народа, проповедовавших традиционные исламские ценности, строивших мечети, медресе, школы, трудясь в сфере духовного просвещения казахского народа еще недостаточно изучена в отечественной исторической науке. Одной лишь политикой госатеизма нельзя объяснить тот факт, что религиозные деятели на казахской земле стали жертвами беспощадных репрессий в первые годы советской власти, которая продолжала колониальную политику российского империализма. Глубинными причинами этого, вероятно, является роль этих религиозных деятелей в сохранении культурного кода нации. Большевики понимали, что невозможно подавить дух нации и превратить ее в массу, полностью подчиненную «красной империи», без потери национальной идентичности, без уничтожения ишанов, хазретов, калпе и мулл, имевших огромный авторитет среди народа. Поэтому одним из важнейших задач исторической науки является всестооннеее изучение истории религиозных деятелей, внесших вклад в духовное воспитание народа.
Исследования в этой области в отечественной науке только начинаются и ведутся отрывочно, ограничиваясь наиболее популярными религиозными деятелями или отдельными областями. Имеется еще немало религиозных фигур, которые не нашли своего исследователя, не стали пока предметом изучения. Авторы статьи стремятся внести свой вклад в изучение этой актуальной в отечественной науке проблемы, вводя в научный оборот полевые этнографические материалы. Что касается методологической основы исследования, то междисциплинарный метод и теория «регионального ислама» были использованы для определения форм развития ислама в казахских степях, деятельности традиционных исламских деятелей. Таким образом, мы констатируем разнообразие и уникальность традиционной культуры в каждом регионе и идею равенства местных форм ислама.