Некоторые аспекты деятельности казахской интеллигенции в джадидском движении в Казахстане (конец ХІХ – начало ХХ вв.)
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH.2021.v100.i1.04Аннотация
Сегодня в истории Казахстана усиливается интерес к проблемам конца ХІХ – начала ХХ вв. В этой связи изучение некоторых аспектов просветительского движения джадидизма, в особенности деятельности казахской интеллигенции в борьбе против духовной колонизации царской России путем реформирования системы народного образования, определяет актуальность данного исследования. В целом на постсоветском пространстве сторонники джадидизма, используя достижения образования и науки исследуемого периода, стремились к реформированию системы народного образования и формированию национальных идей, что побудило к активизации казахской интеллигенции. Джадидизм как новая форма борьбы против колонизации получил поддержку в степи, где посредством благотворительного финансирования тюрко-мусульманской интеллигенции открывались новометодные школы. Привлечение ранее не использованных в научный оборот архивных материалов, их апробация и сопоставительный анализ с укоренившимися концепциями в советской историографии заложили основу методологического подхода. Несмотря на разнообразие взглядов деятельности казахской интеллигенции, противостоящей колониальному гнету и изучению проблем сохранения национального единства, в данной статье выдвигаются теоретико-методологические аспекты региональных особенностей джадидского движения. Актуальность исследования заключается в малоизученности вопросов формирования казахской интеллигенции в новометодных школах во второй половине ХІХ – начале ХХ вв. в казахской степи и их роль на пути национального самосохранения. Джадидское движение в Казахстане имеет особое значение в истории народного просвещения конца ХІХ – начала ХХ вв. и недостаточно изучено под давлением советской идеологии. При изучении архивных материалов, в особенности рапортов царской администрации по вопросам просветительской деятельности казахской интеллигенции, можно сделать вывод, что реформы джадидизма охватывали не только старометодные мектебы и медресе, но и сам процесс обучения, а также вопросы, связанные с формированием национально-политических идей, направленных на единение и самосохранение. Помимо джадидских школ, усилиями казахской интеллигенции в казахских городах и отдаленных местах открывались типографии, библиотеки, развивалось печатное дело, активизировалась работа в области родного языка и литературы. Таким образом, комплексное изучение деятельности казахской интеллигенции и продвижения новых идей, основанных на национальных интересах, движение джадидизма в казахской степи во второй половине ХІХ – начале ХХ веков получило новый импульс угрожающей колониальной политике Российской империи в целом. Ключевые слова: Казахстан, джадидское движение, казахская интеллигенция, региональная особенность.