Культурные связи населения Золотой Орды степного Казахстана на примере браслетов с изображением львиных личин
DOI:
https://doi.org/10.26577/jh.2020.v97.i2.24Аннотация
В данной статье автор попытался подробно дать описание и семантическое значение образа
львиных личин, изображенных на браслетах эпохи Золотой Орды Северного Казахстана. Главной
целью статьи является определение изображения льва и его появление в декоративном искусстве
средневекового Казахстана. В качестве исследуемого украшения были выбраны браслеты с
изображением львиных личин, найденных при раскопках городища Бозок в Северном Казахстане.
Пара серебряных браслетов с изображением львиных личин найдена на запястьях рук женщины,
погребение датируется XIII – началом XIV вв.
Интерес к серебряным браслетам с изображением львиных личин вызывает проблема ранней
датировки, происхождение, эволюция изобразительной стилистики, позволяющей выявить
преемственность традиций, процессами формирования золотоордынского «имперского» стиля
и роль в нем местных и региональных художественных центров. Не исключается возможность
того, что мотив львиных личин является продолжением прежде знаменитого «звериного стиля»,
однако, продолжавший быть популярным в искусстве исламского средневековья.
Серебряные браслеты с львиными личинами являются важным убранством женского костюма
кочевников Улуса Жошы и широко использовались представительницами высокого социального
статуса в обществе.