Советское государство и детство в 20-30-е гг. в Казахстане
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH-2018-3-273Аннотация
В казахстанской гуманитарной науке исследование повседневной истории детства является новым и неразработанным направлением. Научный интерес к изучению проблематики детства обусловлен сегодня повышенным вниманием к детству и детям в современном казахстанском обществе. Изучение и переоценка прошлого опыта в решении «детских» вопросов тех лет помогут нашему обществу строить современную стратегию развития идеологии, институтов, государственной политики в области детства.
С распадом Советского Союза историки постсоветского пространства чаще стали применять концепцию тоталитаризма в объяснении сущности «советского детства». Детские государственные учреждения, пионерская организация, комсомол и семья представлялись вполне успешными лабораториями по созданию нового социального вида «Homo Soveticus». Дети оказывались главными подопытными в большом идеологическом эксперименте по созданию винтика тоталитарной машины. Однако «реальное» советское детство было гораздо разнообразнее, чем оно трактуется теорией тоталитаризма.
Цель статьи состоит в анализе проблематики советского детства в предвоенный период, сложившейся из государственных замыслов и повседневных практик детей и взрослых, устремлений центральных властей и их воплощения в Казахстане.
Здесь проанализировано советское детство эпохи сталинизма: становление идеологии и институтов Советского государства в области детства в 20-30-е гг. ХХ в., прослежено осуществление государственной политики в отношении детей в данный период в Казахстане; отражены социально-экономические трудности ее воплощения на практике.