Белгілерден білімге: Олжас Сүлейменов нарративтердегі тарихи субъектілік алудың бейнелері мен сюжеттері
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH.2023.v110.i3.03Аннотация
Статья посвящена исследованию некоторых знаков и образов мировой культуры в творчестве поэта, исследователя и общественно-политического деятеля ХХ-XXI вв. Олжаса Сулейменова. В статье проводится исследование интеллектуальной генеалогии использования поэтом образов шумерской, египетской и античной культур в диалоге с автохтонными системами знаний и знаков казахской и тюркской культуры. В статье нами исследована интеллектуальная традиция, созданная Олжасом Сулейменовым в ХХ веке: в своих поэтических и научных работах он реконструирует древние знаки, сюжеты и архетипы как тюркской, так и мировой культур, сравнивая и исследуя их общее происхождение, а также историю их диалога в древности и средневековье. Исследованный литературно-историософский материал позволяет осмыслить проблему соотношения кочевого и оседлого в исторической памяти казахстанского общества и наличие здесь культурной травмы «внеисторичности», преодоленной во второй половине ХХ в. К факторам, сформировавшим эту культурную травму, можно отнести: 1) прерывание кочевой культуры в результате насильственной коллективизации и перевода кочевников на оседлость в 1920–1930-х гг.; 2) седентаристские нарративы описания кочевой культуры как регрессивной и их преодоление казахской национальной интеллигенцией 1960–1970-х гг. (в лице Олжаса Сулейменова) через доминировавший исторический нарратив. Способом преодоления этой травмы стало диалогическое освоение культурного наследия средневековой городской культуры Центральной Азии, активное археологическое исследование которой начинается в эти годы в Казахской ССР, и вписывание переформатируемой исторической субъектности во всемирную историю цивилизации.