ОБЫЧАЙ ДАВРА В ПОХОРОННОЙ ОБРЯДНОСТИ КАЗАХСКОГО НАРОДА
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH20251161018Ключевые слова:
обряд «дәуре», обряды жизненного цикла, похоронно-поминальная обрядность, ислам, шариат, реликт доисламских верований, мулла, «каффара», фидйа, магия, синтез.Аннотация
В данной статье представлен анализ казахского обычая «давра» («дәуре», «дәуір»), относимого к похоронно-поминальному обрядовому циклу. Этот обряд был достаточно хорошо описан во второй половине XIX в. в трудах царских чиновников и считался исконным обрядом для мусульман. В XX в., уже в советский период, издаются научные исследования, в которых указывается о вероятном доисламском происхож- дении этого ритуала и степени его исламизированности.
Целью статьи является определить действительно ли проведение обычая «дәуре» («дәуір») у казахского народа было связано с домусульманскими верованиями, или обусловлено влиянием ислама. При подтверждении первого тезиса – установить в какой степени был исламизирован этот обряд. Новизна статьи заключается в применении нового ракурса анализа обрядов и верований казахского народа с точки зрения соотношения в них исламских и доисламских элементов. Автор статьи предлагает отнести данный обряд к варианту синтеза доисламских воззрений и исламских установлений.
Суть и значение обряда заключается в «передаче» или «переносе» «грехов» покойного на других людей, животных или объекты материального мира. Данный концепт сформировался в доисламскую эпоху, позднее подвергся значительным изменениям, и в народном мировоззрении стал считаться как исламский обычай. Так, данный обряд включил исламские элементы – концепт «искупления грехов» за нарушение канонов исламского вероучения, участие муллы, чтение молитвы из Корана.
В целом, исследования в данном направлении раскрывают отличительные черты традиционного и современного религиозного мировоззрения казахского народа. В структурном отношении статья состоит из введения, описания методов, результатов и выводов исследования.