Некоторые аспекты «басмаческого» движения и роли Энвера Паши в Туркестане
DOI:
https://doi.org/10.26577/jh.2020.v97.i2.03Аннотация
Движение за национальную независимость, которое охватило почти каждый регион Туркестана
в период с 1917 по 1934 годы, было кроваво подавлено со стороны Советской власти. Это
слово
в разное время принимало разные значения. Этимологически «басмачество» происходит
от глагола
«нажим» либо заниматься «хулиганством». Поэтому «басмачество» в переводе с
узбекского языка означает «бандит», «пресекать дорогу», «хулиганить». Со временем это слово
использовалось
для выражения общего антисоветского движения в Туркестане. По этой
причине данное движение, которое занимает очень важное место в борьбе за независимость
Туркестана, относится не к народному восстанию, а к вооруженной борьбе против Советской
России. Название «басмачи» впервые появляется в Фергане в период русской революции.
Подобные действия наблюдаются и в царское время. Движение охватило Туркменистан,
Башкортостан и Крым. Башкирский народ в свое время «басмачество» называло Хорасанской
революцией, т.е. айяр. «Басмачи» не трогали мусульман, а выходили против русских войск
и установления Советской власти. После развития хлопководства и ухудшение экономики
в Фергане количество «басмачей» увеличилось. Таким образом, в данной статье поставлена
цель – на основе турецкой и зарубежной историографии проделать сопоставительный анализ
«басмаческого» движения в Туркестане и раскрыть роль Энвера Паши в данном движении.