ОРЕНБУРГСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH202511834Ключевые слова:
учительская школа, образовательная политика, волостные и аульные учителяАннотация
С 70-х годов ХIХв. начался новый этап в политике Российской империи по отношению к казахскому населению, направленный на открытие профессиональных учебных заведениий через которые можно было влиять в необходимом русле на формирование мышления и мировоззрение молодого поколения. Целью данной статьи является анализ деятельности Оренбургской учительской казахской школы (1883-1917) как институциональный эксперимент империи, который на протяжении тридцати четырех лет готовил учительские кадры для волостных и аульных школ. Статья основана на архивных документах, извлеченных из фондов центральных архивохранилищ Казахстана и России, включающие делопроизводственную документацию (прошения, официальную переиску) , взаимодействие казахских семинаристов с администрацией школы и биографические данные выпускников.
Методологией статьи послужил постколониальный подход включающий теорию interstitial subjectivity (пограничная/ промежуточная субъектность) Хоми Бхабха (Homi Bhabha). Данный подход позволит увидеть как выпускник имперской учительской школы, заняв учительскую или административную должность, становился посредником между властью и местным обществом, транслируя новые знания, новые модели поведения. Более того, имперская образовательная политика по подготовке казахских учителей имела длительный эффект, так как подготовила кадры для постимперского государства, которые реализовали свои профессиональные знания в первые десятилетия советской власти в Казахстане.