ИШАНЫ-«АУЛИЕ» В КАЗАХСКОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ ТРАДИЦИИ (НА ОСНОВЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ТАРАЗА И СЕМИРЕЧЬЯ)
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH.2024.v112.i1.012Аннотация
В статье изучается отражение обычая почитания святых-«аулие» в казахской традиции на основе сведений устной истории и авторских этнографических материалов, собранных в 2023 г. в регионах Казахстана. Затронут религиоведческий дискурс в аспекте «культа святых». В основу исследования положен тезис о самостоятельности казахской мусульманской традиции и понимание почитания святых (тагзым) как элемента суфизма и наследия Йасави. Взятые для примера материалы интервью показывают большую роль в культурной памяти казахов народной веры в святых, непротиворечивость в их сознании мусульманства и культа «аулие», также сохранение и возрождение традиции «зиарата», народной медицины. Рассказы о таких представителях суфизма, как Абдулла ишан, Кожагапар аулие, Карамолда, Коден-Жаланаш аулие и др. помогают уточнить биографии религиозных персоналий, народную агиологию, психологию религии, вопросы преемственности и сохранения исторической памяти о духовных личностях, живших в разных регионах Казахстана. Особенностью казахской религиозной традиции является то, что в ней почитаются святыми также многие батыры, бии, как, например, жившие в Семиречье Алмерек абыз, Ескелды-бий и Балпык-бий.
Ключевые слова: устная история, этнография, суфизм, святые, казахская традиция, регионы, сакральные места, духовные практики