Агитационно-пропагандистская работа как инструмент воздействия на работников оборонных предприятий в условиях войны (1941–1945 гг.)
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH.2023.v110.i3.02Аннотация
Значительную роль в формировании трудового поведения советских граждан на оборонных предприятиях играла массовая агитационно-пропагандистская работа, которая была направлена на освещение ситуации на фронтах и повышение трудовой мотивации и дисциплины рабочих.
В настоящее время пропаганда и агитация как инструмент реконструкции и интерпретации социальной истории советского общества постепенно начинает находить отражение в новых трудах по истории тыла. Причем если обобщению опыта успешной пропаганды уделялось большое внимание уже в военные годы, то изучение эффективности агитационно-пропагандистской работы и ее влияния на трудовые показатели рабочих становится возможным для историков только теперь, и было обусловлено частичной деидеологизацией исторической науки и либерализацией архивной политики в целом. В последние десятилетия по данной проблеме стали появляться работы, написанные зарубежными учеными преимущественно на российском материале. Однако влияние мобилизационного механизма советской пропаганды и агитации на трудовую мотивацию работников оборонной промышленности Казахстана в годы войны не стали предметом специального рассмотрения.
В этой связи в данной статье представлена попытка исследования влияния мобилизационного механизма советской пропаганды и агитации на трудовое поведение и дисциплину работников оборонной промышленности Казахстана в годы войны, степень вовлеченности работников и конечные результаты пропагандисткой работы.
В качестве основной группы источников представлены документы, извлечённые из фондов Архива Президента Республики Казахстан (АП РК), Государственного архива общественно-политической истории Туркестанской области (ГАОПИТО), Государственного архива Западно-Казахстанской области (ГАЗКО), Государственного Архива Российской Федерации (ГА РФ) и др.