Из истории образования Бокеевской Орды

Авторы

  • А. Ш. Журасова Западно-Казахстанский университет им. М.Утемисова, Казахстан, г. Уральск http://orcid.org/0000-0001-7813-1199
  • Д. C. Муталова Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангирхана, Казахстан, г. Уральск http://orcid.org/0000-0001-5614-938X

DOI:

https://doi.org/10.26577/JH.2022.v105.i2.012

Аннотация

В рамках статьи анализируются вопросы развития образования в Букеевской Орде. Авторами представлен подробный анализ общего развития образования в регионе, истории возникновения школ и учебных заведений, а также содержание политики царского правительства в области образования. В статье рассматриваются исторические факты, связанные с открытием и фукционированием школ и учебных заведений. На основе архивных материалов и источников представлен большой пласт сведений в рамках изучаемой проблемы. В статье приводятся статистические материалы по количеству школ, контингенту обучающихся, распределению денежных средств на нужды образования и т.д. В статье анализируется содержание секретных циркулярных писем о переводе арабской письменности на русскую графику, а именно такие указания, положения, как приказ генерал-губернатора Семипалатинской области генерал-губернатору Западно-Сибирской области. Авторы резюмируют, что политика царского правительства в сфере образования рассматривалась как один из важных способов русификации колонизированных народов. Статья содержит интересный и содержательный исторический материал по работе первой русско-казахской школы в Ханской ставке, преобразованной в двухклассное училище, женском одноклассном училище, первоначальных школах грамотности, мусульманских школах, а также русско-казахских школ, находившихся в ведении особого инспектора ордынских школ. Ключевые слова: Букеевская Орда, Ханская ставка, образование, политика, генералгубернатор, циркулярное письмо, русский алфавит, русско-казахские школы.

Загрузки

Опубликован

2022-07-10

Выпуск

Раздел

Вестник КазНУ: Серия историческая