Сакральная триада – огонь-молоко-дерево: религиозно-мифологические представления тюрков Саяно-Алтая
DOI:
https://doi.org/10.26577/jh-2019-2-h1Аннотация
В современных условиях глобализации процессы трансформации традиционной культуры
составляют основное содержание этнокультурных изменений, которые представляют собой,
с одной стороны, унификацию этнических культур, а с другой – сохранение традиционных
ценностей, следствием которого являются усиление этнической идентификации и актуализация
традиционной культуры. Интерес представляет устойчивость религиозно-мифологической
картины мира алтайцев, тувинцев и хакасов в условиях трансформации традиционной
культуры. Рассмотрение религиозно-обрядовой культуры саяно-алтайских тюрков, которая
является отражением традиционного мировоззрения, позволяет выявить комплекс ритуальных,
бытовых, поведенческих, этических, мировоззренческих аспектов. Сакрализация огня, молока и
молочных продуктов, ритуальное «кормление», почитание и представление о них, как об обереге,
показывает этнокультурную общность саяно-алтайских тюрков, представляющую собой синтез
архаических верований и шаманизма. В основе культа деревьев также сохраняются архаические
анимистические представления. Наряду с обычными простыми деревьями существовали особые,
сакральные родовые деревья, шаманские и бурханистские. Видимо, культ деревьев имел место
еще в эпоху родового строя. Тотемистические представления, развиваясь, трансформируясь под
влиянием изменений в религиозных воззрениях населения, сохранились в современное время как
представления о священных деревьях.