О древнем суде биев: российская дореволюционная историография вопроса (XIX – начало XX в.)
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о древнем суде биев в казахском традиционном обществе, который получил освещение в трудах российских дореволюционных исследователей. Добросовестное отправление бием возложенных на него обществом обязанностей служили гарантом доброй славы, которая возвращалась заслуженным авторитетом и материальным вознаграждением в виде «бийлыка» – вознаграждения. К этому следует добавить, что каждый бий стремился расширить судебную практику и выйти за границы своего аула. В данном случае, никакие материальные ценности, учитывая специфику кочевого общества, которое достаточно спокойно относилось к достатку, не могли быть гарантом признания бия как судьи за пределами подведомственного ему рода. А.И. Добросмыслов считал, что сила, богатство и родословная являлись определяющими критериями при выборе общиной бия. На основании полученного анализа, автор приходит к мнению, что в историографии утвердились две диаметрально противоположные точки зрения по этому вопросу: в одном направлении за основу организации суда были взяты морально-нравственные качества биев; в другом же — сила, власть и богатство родовой общины. Подобного рода палитру мнений о биях можно объяснить многозначностью этой центральной фигуры казахского традиционного общества.