Образ собаки в традиционной культуре и мифологии казахского народа
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH.2023.v110.i3.020Аннотация
В статье описывается образ собаки в фольклоре и мифологии казахского народа, его место в хозяйстве и культуре, а также сравнивается с образом собаки в культурном наследии других тюркских народов. С целью определения положения собаки в евразийской степи с древнейших времен в статье рассматриваются захоронения собаки в археологических раскопках, ее место в народной мифологии, появления в фольклоре, функция и место собаки. собака в казахской культуре второй половины 19 века. Цель и задачи исследования - изучить функцию собаки в хозяйстве и культуре казахского народа через сохранившиеся со времен Средневековья захоронения собак, а также сравнить образ собаки в традиционном казахском обществе в более поздний период в хронологическом порядке. Полученные результаты. В исследовательской работе П. Маковецкий, А.И. Записки, оставленные Добросмысловым и Клодом Леви-Строссом, С. Кондыбай, А. Тойшанулы, А. Токтабай, Ф. Арсланова, М. Шагырбаев и др. Ориентируясь на материалы исследований в работах ученых, описываются их особенности. По рассматриваемой теме представлены результаты археологических раскопок в Казахстане и евразийских степях, мифологические сходства у тюркских народов и образ собаки в фольклорных образцах. Кроме того, учитывается встречаемость смысловых характеристик образа собаки в традициях и образе жизни казахского народа. В статье авторы показывают, что понимание сакральных понятий, связанных с лошадью, волком, орлом и скотом, занимающих особое место в традиционном хозяйстве и мировоззрении казахского народа, возникло из типа хозяйства и образа жизни казахов. народ формировался веками. Тотемные верования народа, различные явления природы и изменения в культуре показывают, что роль казахского народа была важна не только для домашнего скота, но и для собаки, охранявшей скот и дом. Изучение этого показано в статье с использованием конкретных данных и этнографической литературы по охвату цельной крови. Заключение. Учитывая хронологическую широту статьи и изменения культурного обихода, с различными данными описывается положение собаки в культуре казахского народа, и говорится, что она часто использовалась для охоты, подобно орлу и орел, а не на культовом уровне. Кроме того, отмечается, что функции и использование собаки в кочевой жизни еще нуждаются в изучении.
Ключевые слова: традиционная культура, борзая, фольклор, мифология, скотоводство, тотемизм, культ, археологические исследования, охота, использование собак в хозяйстве.
Статья выполнена в рамках реализации проекта грантового финансирования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан по теме «Этнозооархеологическое изучение роли волка и собаки в древней и современной культурах Казахстана» (индивидуальный регистрационный номер: АР AP14869303).