Этнография музея Казахстана глазами «другого» (по результатам полевых исследований в Алматы с 2019 по 2020 гг.)
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH.2021.v102.i3.06Аннотация
Антропологическая перспектива «другого» – это объективный подход, который отличается от «самоукрашивания» перспективы «первого лица» и «сопротивления» или «отрицания» перспективы «второго лица». Это, как известно, нейтральная позиция, основанная на совместном изучении антропологии. Эта статья основана на антропологической полевой работе автора в Казахстане с октября 2019 года по август 2020 года. Среди них основное внимание уделяется этнографическому исследованию музеев Алматы и Алматинской области. Кроме того, были изучены музеи города Нур-Султана, Шымкента и Туркестана. В этой статье рассматриваются этнографические рассказы – о традиционной культуре в казахстанских музеях, а также о методах художественного повествования, дополняющих повествовательный текст музея, и о процессе музеефикации богатого природного наследия Казахстана. Используя вышеуказанный контент, Музей Казахстана «сохраняет и наследует» материальную культуру их предков и представляет свою духовную культуру с помощью «выставки». В Казахстане на протяжении многих веков установлены главные составляющие жизнеобеспечивающей системы – жилище, утварь, пища, одежда, а также структура и функции своеобразных промыслов и ремесел, орудия труда, архитектура и прикладное искусство. Музейная этнография в Казахстане обладает уникальной историей, объектами исследований и системой знаний. Таким образом, данная статья представляет собой исследование этнографии музеев Казахстана.
Ключевые слова: антропология, «другой», Казахстан, этнография музея