Надконфессиональные аспекты самоидентификации лидеров в контексте истории Казахской автономии
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH.2021.v101.i2.06Аннотация
Место толстовства в начале ХХ века в казахской, идентифицирующей себя преимущественно мусульманской, среде составляет малоизученную на сегодня страницу истории. Историография обозначенной темы отражает разные методологические подходы в связи с периодами интереса историков разных убеждений к вопросам влияния этических учений на переломных этапах развития обществ. Публикации ученых, тем не менее, позволили сопоставить точки зрения на распространение идей толстовства в изучаемом регионе со смежными областями России и Средней Азии. Цель – обнаружить логическую связь между аграрными запросами в контексте социальнополитических реалий земельного вопроса в Российской империи (А. Букейханов) и этикой толстовцев (С. Садвокасов). Методология исследования базируется на том факте, что в отечественной историографии не исследовано влияние идей толстовства на мировоззрение национальной интеллигенции Степного края до событий мартаоктября 1917 года. Указанную грань формирования взглядов казахской молодежи, впоследствии примкнувшей к лидерам Алаш, а затем перешедшей на работу в органы Советской власти, еще не рассматривали в контексте духовных альтернативных поисков. Оказалось, что идейные поиски казахской интеллигенции, вне зависимости от сословной, национальной и конфессиональной принадлежности, в начале ХХ столетия были одним из видов пассивного социального протеста против режима. Это проявилось в идентичности молодого С. Садвокасова. Практическая реализация выводов данного исследования заключается в выявлении парадокса: влияние немарксистских учений в годы Советской власти сосуществовало с идеологией коммунизма и атеизмом и в Казахстане.
Ключевые слова: Россия, Казахская республика, толстовство, ислам, казахи, Садвокасов
Смагул, автономия, Букейханов, коммуна, земледелие, конфессии.