Нацистский учебный процесс по подготовке рабочих профессий молодежи на харьковщине

Авторы

  • Yu. Skrypnichenko ХНПУ им. Г.С. Сковороды

DOI:

https://doi.org/10.26577/JH-2019-4-h2

Аннотация

Исследование посвящено деятельности ремесленных и сельскохозяйственных
школ на Харьковщине в 1941-1943 гг. Цель работы: охарактеризовать нацистский учебный про-
цесс для оккупационных школ по подготовке молодёжи рабочим профессиям. Научная новизна
исследования заключается в том, что: впервые в научный оборот был введен ряд новых архивных
источников и документов периода немецкой оккупации Харьковской области 1941-1943 гг.;
определены тактические шаги нацистской оккупационной власти относительно трудовых ресур-
сов Харьковщины, выявлены и детально проанализированы ее основные черты. В ходе работы
было усовершенствовано изучение принципов немецкой оккупационной политики; рассмотрены
основные аспекты политики местной оккупационной власти относительно гражданского насе-
ления Харьковщины; дальнейшее развитие получил анализ мнений, взглядов отечественных и
зарубежных ученых, разрабатывавших эту тему.
Для лучшего раскрытия сути учебного процесса в школах по подготовке рабочих кадров
для разных немецких предприятий, организаций, учреждений были использованы принципы
историзма, объективности, полифакторности; методы: дедукции, индукции, проблемно-хроно-
логический и т.д. В ходе исследования охарактеризованы учебные планы, регламентация учеб-
ного процесса, которые разрабатывались и внедрялись немецкой властью для школ по подго-
товке рабочих профессий на Харьковщине в 1941-1943 гг. Во время проведения исследования
удалось сделать вывод: несмотря на принятые меры, в целом учебный процесс в ремесленных
и сельскохозяйственных школах города и области был малоэффективен. Данная работа вне-
сла значительный вклад в исследование нацистской политики на оккупированных территори-
ях в образовательной сфере, в частности, в изучение организации и практического внедрения
характерных особенностей учебного процесса в школах по подготовке молодежи Харковщины.
Результаты исследования могут быть использованы педагогическими, научно-педагогически-
ми работниками при подготовке к проведению лекционных, семинарских, практических заня-
тий по отечественной и всемирной истории в высших, средних учебных заведениях, различным
научным конференциям.

Загрузки

Опубликован

2019-12-21

Выпуск

Раздел

Вестник КазНУ: Серия историческая