СИМВОЛИКА КАЗАХСКИХ ГРЕБНЕЙ
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH-2019-1-419Аннотация
Актуальность и новизна темы обоснованы возникающим вниманием мирового сообщества к осмыслению коллективного бессознательного в этнических культурах. В этом контексте поставленная цель – выявление роли архетипической матрицы в возникновении и общности символики гребней Казахстана в общемировом контексте представляется вполне обоснованной. Новой является как сама постановка проблемы – интерпретация смыслообразующей сути конкретного объекта казахской культуры – гребня, так и масштаб осмысления его в русле мировых традиций. Главной идеей работы является раскрытие роли архетипов – основной причины возникновения единых категорий предметов гигиены (гребней) с общностью их смыслового наполнения в планетарном масштабе. В качестве метода используется комплексно-системный, в том числе историко-сравнительный, анализ гребней с использованием данных междисциплинарных наук (археологии, этнологии, искусствоведения, семиотики, фольклора). В зарождении конструкции гребня, видимо, отобразилось архаичное мировоззрение человека о контрасте двух дуальных сил. Демонической нечисти, т.е. паразитам, угрожающим здоровью, были противопоставлены вырезанные зубья, ассоциировавшиеся с устрашающими зубами хищников. В этом, можно сказать, прослеживается задействованность амбивалентного кода – одного из архетипических матриц коллективного бессознательного. Представление о магической катартической и одновременно защитной силе костяных гребней сформировалось на основе слияния санитарных функций предмета и контакта его с «жизненной энергией» волос, семантика которых возникла гораздо раньше. Все это явилось причиной обнаружения в древних захоронениях Казахстана и других странах мира общих категорий предметов: гребней-амулетов для декора керамики, а также гребней для расчесывания волос и гребней-заколок для декора прически. С течением времени гребни наполнялись новыми декоративными идеями сообразно этническим особенностям и художественной эволюции. Изначальное символическое ядро гребней в ходе своего развития обрастало дополнительными мысле-формами. В силу знаковой содержательности образ гребня, с интонациями чудодейственной магии, получил отображение в смежных областях традиционной творческой деятельности казахского народа. В целом результаты статьи внесли существенные дополнения теоретического характера в проблему этиологии культурной общности в мировом масштабе.