Открытие Кустанайского педтехникума в контексте истории педагогического образования в Казахстане (20-е – нач. 30-х годов ХХв.)
DOI:
https://doi.org/10.26577/JH.2023.v110.i3.06Аннотация
В статье освещается деятельность первого в городе Кустанае (Костанае) педагогического техникума (известного как «педтехникум»), открытого сто лет назад после окончания гражданской войны как и другие подобные учебные заведения в Казахской АССР в середине 1920-х гг. Цель статьи: исследовать учебную, культурно-просветительскую деятельность, оборонно-массовую работу в техникуме с биографическими данными его руководителей и преподавателей. Приводятся сведения о получении специального педагогического образования выпускниками казахских школ, о материально-бытовом положении студентов. Показано слабое финансовое обеспечение педтехникума со стороны вышестоящих органов. Фактически, большая текучесть контингента обучающихся периодически приводила к срыву планов по подготовке к каждому новому учебному году, как было с организованными при педтехникуме учительскими курсами в составе казахской и русской групп. В результате анализа работы отделов народного образования раскрывается противоречивость советской политики в подготовке национальных кадров, когда, с одной стороны, в 1920-х – нач. 1930-х гг. проводился курс на «коренизацию», а с другой стороны, лишали права на получение педагогического образования выпускников казахских школ. Освещается репрессивная политика в области народного просвещения, недопущение к преподаванию лиц, выступавших в период гражданской войны против советской власти, изгнание из техникума студентов по классовому признаку, показана роль ссыльных преподавателей в учебной деятельности училища. Статья иллюстрирована архивными фотографиями 1920-х – нач. 1930-х годов.